ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Categories:

Уолт Дисней

Оригинал взят у radiant_kristal в Уолт Дисней


Уолтер Элайас «Уолт» Дисней (англ. Walter Elias «Walt» Disney, 5 декабря 1901 — 15 декабря 1966) — американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», которая к настоящему времени превратилась в медиаимперию «The Walt Disney Company».

Является создателем первого в истории звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного. В своей необыкновенно напряжённой жизни Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 киноработ. Заслуги Диснея в области киноискусства были отмечены 22 премиями «Оскар» и многими другими наградами и премиями.








Ранние годы

Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. Среди его предков были англичане, ирландцы и немцы. В 1906 году семья переехала на ферму в штат Миссури, а в 1910 году — в Канзас-сити. В 14 лет подрабатывал как разносчик газет. Во время Первой мировой войны Дисней год прослужил за рулем санитарной машины Международного Красного Креста во Франции.

В 1919 году Дисней устраивается художником на студию кинорекламы, где начинает создавать свои первые рекламные фильмы — тогда же у него возникло желание продолжить свои эксперименты в мире рисованной анимации. Со временем Дисней открыл в Канзас-Сити свою первую студию анимации «Laugh-O-Gram», где его компаньоном и ведущим аниматором стал Аб Айверкс. Однако вскоре фирма обанкротилась.





Дебют

В 1922—1937 годах он выступал как сугубо творческий работник, а после войны занялся кинопроизводством. В 1923 году Дисней переезжает в Лос-Анджелес, где со своим братом Роем создает в Голливуде The Walt Disney Company как небольшую анимационную студию. Первого марта 1924 года Дисней представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море», подсказанный героями книжки Льюиса Керролла «Алиса в стране чудес». Свою серию фильмов, нарисованных в 1926—1927 годах, режиссёр тоже назвал в честь героини этой книги — «Алиса в стране мультипликации» (всего Дисней снял 56 фильмов о приключениях Алисы). Тогда же начал формироваться стиль диснеевских фильмов.

Американский художник-мультипликатор, кинорежиссер, сценарист и основатель компании «Walt Disney Productions» в одну жизнь уместил столько открытий, что другим и фантазиями не дотянутся до его достижений. Как режиссер Уолт Дисней снял 111 фильмов, был продюсером 576 киноработ и обладателем 22-х премий «Оскар». О такой творческой судьбе можно только мечтать.







После представления широкой публике своего первого трюкового фильма «День Алисы на море», в основу которого легла книга Кэрролла «Алиса в стране чудес», на свет появились Микки Маус, Белоснежка, Бэмби, Дональд Дак и другие персонажи, которые сослужили добрую службу всем детям мира. Уолт раскрыл врата, ведущие в сказочный мир, и создал настоящих героев, которые вдохновляют на жизнь, творчество и хорошие добрые поступки. Возможно, именно благодаря своему оптимизму, обаянию и неиссякаемому источнику радости, все его персонажи стали долгожителями.









Уолт подтверждает «закон гения» - находить волшебство в серых буднях. Кто бы мог подумать, что маленькая непримечательная мышка, обитающая в студии Канзас-Сити, где Дисней создавал своих первых героев, станет прообразом Микки Мауса?! Великий сказочник предпочитал действовать, а не создавать «воздушные замки»; его главным жизненным девизом была фраза: «Если ты можешь мечтать, то можешь и воплотить свои мечты в жизнь» и для исполнения своих желаний он использовал все возможности.

5 фраз, которые привели его на вершину успеха:

1. Это своего рода забава — делать невозможное.

2. Убедись, что прав и следуй своим путем.

3. Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы.

4. Вы были бы самым несчастным человеком в этой жизни, если бы не читали книги и стихи.

5. Однажды я был озадачен вопросом маленького мальчика: «Это вы рисуете Микки Мауса?» Я должен был признаться, что не рисую. «Значит, вы придумываете все шутки и забавы?» И это я не делаю! Мальчик посмотрел на меня недоуменно: «Так что же вы делаете, мистер Дисней?» Я представляю себя подобием пчелки, которая перелетает с места на место, собирая пыльцу. Я хожу по студии и направляю работу каждого. Полагаю, что это и есть дело, которое я делаю.

Топ 10 лучших мультфильмов
Белоснежка и семь гномов (1937)
Пиноккио (1940)
Дамбо (1941)
Бэмби (1942)
Золушка (1950)
Алиса в Стране чудес (1951)
Питер Пэн (1953)
Спящая красавица (1959)
Сто один далматинец (1961)
Меч в камне (1963)



Микки Маус и другие

В 1927 году огромную популярность получил фильм «Кролик Освальд», а его герой открывает галерею знаменитых персонажей из фильмов Диснея. Мышонка Микки Мауса, которого нарисовал Аб Айверкс, сначала звали Мортимер, но вскоре он получил имя, сегодня хорошо известное во всем мире. Впервые мышонок Микки Маус появился в немом фильме «Безумный аэроплан» (1928), а в том же году стал героем и первого звукового фильма Диснея — «Пароходик Вилли» (первый в истории рисованный фильм с синхронным звуком). В первых лентах Дисней сам озвучивал мышонка, и вскоре этот фильм открыл перед режиссёром дорогу к успеху.







В 1929 году Дисней начал работать над циклом «Наивные симфонии», и к 1938 году снял свыше 70 серий, включая «Танец скелетов» (1929), «Гадкий утенок» (1932), «Три поросенка» (1933). В этих фильмах появляются собака Плуто (1930), пёс Гуфи (1932), а также утенок Дональд Дак (1934).





«Белоснежка и семь гномов» и «Пиноккио»

Когда Диснею было 14 лет и он подрабатывал продажей газет, в Канзас-Сити он увидел короткий немой мультфильм о Белоснежке, который ему запомнился на всю жизнь. Осенью 1934 года Дисней сделал первый набросок сценария по мотивам сказки братьев Гримм. Над последней версией этого сценария вместе с Диснеем трудилось несколько человек, включая Отто Ингландера, Эрла Харда и Тэда Сирса. 21 декабря 1937 года на экранах Америки впервые был показан полнометражный анимационный фильм Диснея «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм. «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: популярность, 8 млн долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.

Вскоре появились новые полнометражные фильмы. «Пиноккио» (1940) по сказке итальянского писателя ΧΙΧ века Карло Коллоди зрителями был воспринят с восторгом, который разделяли и критики. Успех был результатом титанического труда: чтобы лучше нарисовать сцену, когда Пиноккио пытается убежать от кита, художники долго изучали повадки и движения настоящих китов. Музыка к этому фильму, авторами которой были Ли Харлайн, Поль Смит и Нед Вашингтон, награждена «Оскаром». Была также отмечена песенка «When you wish upon a star» (музыка Ли Харлайна на слова Неда Вашингтона).

Фантазия

Противоречивое мнения вызвала «Фантазия» (1940) режиссёра Уолта Диснея по сценарию Джо Гранта и Дика Хьюмара и под музыкальным руководством Эдварда Пламба. Идея фильма возникла ещё со времени работы над «Наивными симфониями», в которых фабула тесно переплеталась с музыкальными произведениями. «Фантазия» — это смелый эксперимент со звуком, цветом и изображением, попытка передать музыку в линии и цвете, подчиняя рисунок музыкальному контексту. Например, токката и фуга Иоганна Себастьяна Баха показаны в виде абстрактных форм, а музыка из балета Чайковского «Щелкунчик» сопровождается танцем грибов; на фоне «Праздника весны» Игоря Стравинского разворачивается красочный сюжет сотворения мира. Наиболее безвкусным фрагментом фильма критики называли сцену, когда под звуки «Пасторальной симфонии» Бетховена на экране появляются кентавры. Только в 60-х годах прошлого века «Фантазия» получила признание, когда такие произведения стали массово пропагандировать популярную музыку.

Дамбо и Бэмби

Полнометражные фильмы Диснея часто называют семейными. В частности, речь идет о фильме «Дамбо» (1941) — музыкальном рассказе по мотивам книги Хелен Эберсон и Гарольда о маленьком цирковом слоненке, который научился летать (режиссёр — Бен Шарпстин). Динамичные приключения, великолепная пластика рисованных персонажей — все это принесло фильму огромную популярность. Знаменитыми стали сцены парада розовых слонов, а также фантазии слоненка, выпившего шампанского из бочки.

Симпатию не только молодых зрителей, но и их родителей завоевал и олененок из фильма «Бэмби» (1942).

Золушка и другие мультфильмы

В 1950 году Дисней создал рисованную версию о скромной девушке, которая с помощью доброй феи становится невестой прекрасного принца. Режиссёрами фильма «Золушка» были Уилфред Джексон, Гамильтон Ласки и Клайд Джероними. Среди примечательных сцен стоит назвать ту, когда мыши, толкающие огромную тыкву, превращаются в великолепных скакунов, запряженных в карету, а добрая фея превращает лохмотья Золушки в бальное платье. За техническое мастерство фильм на Берлинском кинофестивале был награждён «Золотым медведем», а Золушка появилась на футболках, постельном белье и платочках во многих странах мира.

Режиссёры, снявшие «Золушку», создали в 1953 году и полнометражный мультфильм «Питер Пэн» по книге сэра Джеймса Барри. За ним последовали такие знаменитые ленты, как «Леди и бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1959) и «Сто один далматинец» (1961), ставшие классикой мультипликационного кино.



Дисней — расист и нацист?

Хорошо известно, что сам Уолт Дисней был приверженцем крайне консервативных идей, сочетавших антикоммунизм и белый расизм с оттенком антисемитизма. Дисней вплоть до конца 1930-х годов не скрывал своих симпатий к «наведению порядка» в Германии. Многие влиятельные американцы одобряли действия «этого классного парня Гитлера», который спас свою страну от большевизации, ликвидировал безработицу, провел Олимпиаду, приструнил гомосексуалистов и проложил автобаны. Новые фильмы Диснея мгновенно покупались Геббельсом, а прокат в Германии шел с огромным успехом. Рейх не только знал о симпатиях к себе со стороны Диснея, но и видел в нём помощника для популяризации в США успехов нацизма. 20 апреля 1938 года, в свой день рождения Гитлер впервые посмотрел фильм Лени Рифеншталь «Олимпия» — о помпезном спортивном шоу в лучах свастики. Рифеншталь прославилась созданием «Триумфа воли» — фильма о нацистском партсъезде в Нюрнберге. Именно Лени создала «киношного» Гитлера (на фотографиях остались забавные сценки: режиссёр командует фюрером-актером, исправляет его позы и движения). В Америке никто не захотел даже взглянуть на «Олимпию». Тогда Рифеншталь едет в США к единственному другу — к Уолту Диснею. Газеты выходят с заголовками: «Лени, убирайся вон!» Но Дисней встречается с Рифеншталь, после чего следует частный кинопоказ для 50 журналистов. Но эти усилия напрасны: «еврейские заправилы» Голливуда, столь нелюбимые Диснеем, не допускают проката «Олимпии» в США.

Трещина между Диснеем и Геббельсом возникает в 1939 году: художник требует большие деньги за прокат «Белоснежки» в рейхе. Геббельс, купивший ранее диснеевских «Микки Мауса» и «Трех поросят», предрекает провал «Белоснежки» в кинотеатрах. Когда в других странах «Белоснежка» становится сенсационным хитом, Геббельс не признается в ошибке, а, наоборот, организует поток грязных рецензий в немецких газетах: «Чистая германская сказка братьев Гримм загрязнена голливудским китчем! Английские цензоры не рекомендуют этот фильм детям как слишком пугающий и насильственный».

Недавно из рассекреченных документов стало известно, что Дисней в 1940 году отверг просьбу воюющих англичан о помощи. Правительство Черчилля тайно обратилось к мастеру с идеей создания антинацистского мультика по легенде о Святом Георгии, поражающем Дракона. Биограф Диснея Марк Элиот считает, что нежелание делать фильм против нацистов было вызвано вовсе не антисемитизмом: «Дисней был среди сторонников влиятельного движения против ввязывания США в европейскую войну. Опасаясь большевиков, они ни в чём не хотели помешать Германии разбить Красную армию. Кроме того, Дисней не желал терять германский рынок сбыта своих фильмов». После войны Уолт Дисней активно помогал «Комиссии по антиамериканской деятельности» выявлять скрытых коммунистов в мире кино. Он по своей инициативе писал в ФБР доносы на коллег по Голливуду (среди опороченных было почему-то много евреев). Говоря о «добром сказочнике» Уолте Диснее, невольно вспоминаешь о сочетании гения и злодейства.









Продюсерская деятельность

В 1948 году Уолт Дисней начал снимать свою знаменитую серию цветных образовательных фильмов, главным образом о природе — в частности, картины «Живая пустыня» (1953) и «Исчезающая прерия» (1954), режиссёром которых был Джеймс Элгар. Эти фильмы завоевали большую популярность, раскрывая малоизвестные стороны жизни животных и растений и вызывая у зрителей желание сберечь природу.

Тогда же стали снимать игровые приключенческие фильмы, рассчитанные на юного зрителя — «Остров сокровищ» (1950) по повести Роберта Льюиса Стивенсона (режиссёр Байрон Хаскин), «Робин Гуд» (1952) (режиссёр Кен Аннакин), а также мюзикл-кинофантазия «Мэри Поппинс» (1964), который был награждён пятью «Оскарами» (режиссёр Роберт Стивенсон). Во всех этих фильмах Дисней выступал как продюсер, следил за ходом съёмок и оказал большое влияние на художественную сторону фильмов.

Смерть

15 декабря 1966 года Дисней скончался в Лос-Анджелесе от рака лёгких. После этого носящая его имя компания приняла стратегическое решение отказаться от показа сигарет в своих фильмах.

После его смерти киностудия продолжила снимать анимационные и игровые фильмы для детей всех возрастов. В 1968 году Дисней был посмертно награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.



Режиссёрский стиль

Начиная с «Пароходика Вилли» в лентах Диснея важную роль начинает играть музыка. Звук в его фильмах служит не только фоном для диалогов, а становится их важной составной частью, музыкальным фоном, создавая гармонию всего рисованного произведения.

Художники Диснея, перед тем как рисовать животных, всегда тщательно изучали повадки их живых прототипов. Поэтому все движения на экране крайне правдоподобны.



В «Фантазии» Уолта Диснея впервые на широком экране появляется стереозвук. Все отмечали высокое качество музыкального сопровождения этого фильма, которое было записано в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под руководством Леопольда Стоковского.

Дисней одним из первых режиссёров начал использовать камеры с трехцветной пленкой «Technicolor».

На студии Уолт Дисней ввёл систему премирования аниматоров, позже принятую на других студиях, в том числе и на Союзмультфильме. Художник-аниматор, предложив трюк режиссёру, получал небольшое вознаграждение.

















Личная жизнь

В июле 1925 года женился на секретаре его студии Лилиан Боундс (1899—1997). В 1933 году у них родилась дочь Дайана Мэри (пара в течение 8 лет пыталась завести ребенка, предыдущие две беременности закончились выкидышами, причинив много страданий Уолту и Лилли). Не имея возможности родить второго ребенка, в 1937 году супруги удочерили маленькую девочку, дав ей имя Шэрон Мэй Дисней (1936—1993).

Дайана Мэри Дисней — мать семерых детей, автор популярной биографии Уолта Диснея, организатор нескольких проектов, связанных с его именем, один из руководителей «The Walt Disney Company», основатель музея Уолта Диснея в Сан-Франциско (открыт в октябре 2009 года). По словам Дайаны, Уолт Дисней был примерным семьянином, посвящал семье все свободное от работы время, часто гулял с дочками и именно во время этих прогулок ему пришла в голову идея создать такое место, где было бы интересно и взрослым, и детям. Впоследствии таким местом стал Диснейленд.













Интересные факты

Дисней был убеждённым антикоммунистом и долгие годы сотрудничал с ФБР, таким образом борясь с коммунизмом, противодействовал евреям (Дисней был ярым антисемитом).
Недавно из рассекреченных документов стало известно, что Дисней в 1940 году отверг просьбу воюющих англичан о помощи. Правительство Черчилля тайно обратилось к мастеру с идеей создания антинацистского мультика по легенде о Святом Георгии, поражающем Дракона. Биограф Диснея Марк Элиот считает, что нежелание делать фильм против нацистов было вызвано вовсе не антисемитизмом: «Дисней был среди сторонников влиятельного движения против ввязывания США в европейскую войну. Опасаясь большевиков, они ни в чём не хотели помешать Германии разбить Красную армию. Кроме того, Дисней не желал терять германский рынок сбыта своих фильмов». После войны Уолт Дисней активно помогал Комиссии по антиамериканской деятельности выявлять скрытых коммунистов в мире кино. Он по своей инициативе писал в ФБР доносы на коллег по Голливуду (среди опороченных было почему-то много евреев).













Голливудская аллея славы

Уолт Дисней имеет звезды эмблемы на Аллее славы: одна за вклад в киноискусство, другая — за развитие телевидения.





Смотреть также

Рой Оливер Дисней — старший брат Уолта Диснея. Вместе с ним Дисней основал компанию, ныне известную как The Walt Disney Company. Рой занимал пост генерального директора (1929—1971) и президента компании (1945—1971).
The Walt Disney Company — одна из крупнейших корпораций индустрии развлечений в мире. Основанная 16 октября 1923 года братьями Уолтером и Роем Диснеями как небольшая анимационная студия, в настоящее время является одной из крупнейших голливудских студий, владеет 11 тематическими парками развлечений, двумя аквапарками, а также несколькими сетями телерадиовещания включая ABC.
Диснейленд — популярный и высокоприбыльный парк развлечений в Анахайме в Калифорнии. Открылся в 1955 году, став воплощением идеи Уолта Диснея о парке, в котором был бы воссоздан мир мультфильмов и сказок, где интересно всем — и взрослым, и детям.
Walt Disney Studios — международная штаб-квартира медиаконгломерата компании Уолта Диснея, которая располагается в городе Бербанк, штат Калифорния.



Литература
Э. М. Арнольди. Жизнь и сказки Уолта Диснея — Л.: Искусство, 1968. — 212 с.
Barrier, Michael (1999). Hollywood Cartoons: American Animation in Its Golden Age. Oxford: Oxford University Press.
Mosley, Leonard. Disney’s World: A Biography (1985, 2002). Chelsea, MI: Scarborough House.
Schickel, Richard and Dee, Ivan R (1967, 1985, 1997). The Disney Version: The Life, Times, Art and Commerce of Walt Disney. Chicago: Ivan R. Dee, Publisher.
Thomas, Bob (1991). Disney’s Art of Animation: From Mickey Mouse to Beauty and the Beast. New York: Hyperion.
Thomas, Bob (1976,1994). Walt Disney: An American Original
Broggie, Michael (1997, 1998, 2005). Walt Disney’s Railroad Story. Virginia Beach, Virginia. Donning Publishers.
Eliot, Marc (1993). Walt Disney: Hollywood’s Dark Prince. Carol.
Gabler, Neal. Walt Disney: The Triumph of American Imagination (2006). New York, NY. Random House.
Sherman, Robert and Richard Sherman (1998) «Walt’s Time: From Before to Beyond»

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments