ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Categories:

Маскоты или накапотные фигурки

Оригинал взят у ymorno_ru в Маскоты или накапотные фигурки
 

"Маскот" - от французского слова mascotte - человек, животное или объект, приносящий удачу. Скорее всего, традиция устанавливать такие фигурки на капоты автомобилей была унаследована от обычая устанавливать фигуры на носовой (гальюнной) части парусного судна. Фигуры божества должны были покровительствовать и охранять мореплавателей от напастей и бед. 
Изначально статуэтки были привилегией и устанавливались исключительно на статусных и дорогих автомобилях. Такие автомобили были сами по себе произведениями искусства, и их капот должны были венчать подобающие рангу владельца фигурки. 


Начиная с самых ранних моделей, капот "Волги" украшала фигурка оленя. Это было символично, поскольку именно олень изображен на гербе Нижнего Новгорода, откуда автомобиль родом. Пропорции и поза фигурки оленя выдержаны в традициях, характерных  для автомобильных фигурок. Эскиз оленя был создан заводским модельщиком Львом Еремеевым. В зависимости от года выпуска фигурки имели некоторые отличия друг от друга, но всегда были весьма популярны. Очень часто фигурки похищались и становились добычей коллекционеров и просто хулиганов. Однако изготовление такой фигурки было довольно затратным делом, а сама фигурка - травмоопасной, поэтому сначала олень исчез с экспортных автомобилей и такси, будучи заменен "каплей", вытянутой фигурой обтекаемой формы, а в 1962 году с капотов "Волги" исчезли вообще какие-либо украшения. Однако до сих пор не только ГАЗ-21, но и вся продукция горьковского (нижегородского) автозавода  у многих продолжает ассоциироваться именно с фигуркой оленя на капоте.



Весной 1936 года на заводе имени Сталина были созданы образцы автомобиля представительского класса на семь мест - ЗиС-101. Вождь одобрил новый автомобиль. На капотах ЗиСов можно было находиться только идейно выверенному символу. Поэтому предложенная Сталиным идея сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой была реализована безоговорочно. Машина, имеющая явные черты американских "Паккарда" и "Бьюика", стала ездить под советским стягом. 





Такой накапотный значок с логотипом завода-изготовителя устанавливался на автомобилях высшего (представительского) класса на базе модели ЗиЛ-114. Благодаря ЗИЛ-114 у завода имени И.А.Лихачева появился единый фирменный знак. Так сложилось, что все автомобили АМО, ЗИС — ЗИЛ украшали аутентичные разностильные эмблемы, а официальные заводские бланки - лишь изображения присвоенных заводу орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Эмблему для ЗИЛ-114 - вписанную в ромб аббревиатуру "ЗИЛ" на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника - создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков. Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, "полномочия" которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм заместителя начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова. Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа. После организованной энтузиастом «презентации », в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, выполненные заводскими умельцами в виде нагрудных знаков, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа "ЗИЛ" (информация с сайта limoretro.ru).



Известный всем автомобильный завод "Москвич" в разные годы своей истории имел несколько наименований: КИМ, АЗЛК, ЗМА,  МЗМА. В период с1945 года по 1968 год завод носил название Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Эмблема завода в виде аббревиатуры на фоне кремлевской стены и Спасской башни сменила предыдущую в 1947 году и перекочевала на капоты автомобилей того времени. Это был наиболее успешный период деятельности завода, когда модельный ряд обновлялся каждые несколько лет. 



Накапотная фигура итальянского автомобиля Isotta-Fraschini 8А, устанавливаемая на модели, выпускаемой в конце двадцатых годах прошлого века. 
«...Не нойте старик. Вас ждут золотые челюсти, толстенькая вдовушка и целый бассейн кефира. Балаганову я куплю матросский костюмчик, ...а наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам? «Студебеккер»? «Линкольн»? «Ройс»? «Испано-Сюизу»?
«Изотта-Фраскини», - сказал Козлевич, зарумянившись...» (с) "Золотой теленок". И.Ильф. Е.Петров.


Шикарные американские автомобили Packard имели даже две статуэтки на выбор. Одна - крылатая девушка с колесом в руках. Вторая, представленная ниже, лебедь с грациозно изогнутой шеей. Именно эта машина легла в основу советского ЗиС-110.
 


Накапотная фигурка на автомобиле Бьюик. Или не Бьюик? Я сейчас понимаю, что совершила ошибку, фотографируя фигурки отдельно от самих машин. Теперь сложно установить принадлежность той или иной статуэтки конкретной модели. Тем более, что, как оказалось, зачастую они у разных марок очень похожи. Особенно девушки в разных вариациях. 



Lincoln Motor Company была основана в 1917 году в Детройте Генри Лиландом, который ранее основал Cadillac, для производства авиационных двигателей. Компания была названа в честь Авраама Линкольна, 16 президента США, за которого Лиланд голосовал на первых для себя выборах. Модель  1936 года Lincoln Zephyr имеет накапотную фигурку в виде самолетика. Может быть, дань истокам?



Вот эту фигурку я так и не смогла идентифицировать по принадлежности, к сожалению. 



Интересно, что первые автомобили, которые выпускались под маркой братьев Додж, украшал своеобразный логотип: размещенная в центре земного шара звезда Давида. Братья были евреями, а потому уважительно относились к традициям своего народа. По поводу появления самой известной эмблемы Dodge, логотипа в виде головы барана (или архара), существуют две версии. Согласно первой, эмблема бараньей головы была взята с фамильного герба братьев Додж. Согласно второй, логотип повторяет форму выхлопной трубы автомобиля Dodge, похожую на витые рога барана.



Компания «Bentley Motors», созданная Уолтером Оуэн Бентли, открылась в Криклвуде на севере Лондона в 1919 году. Накапотный значок представляет собой логотип марки: окрыленная буква B. Интересный факт: накапотная буква «В» с изящными крыльями выступает над поверхностью передней части автомобилей Bentley достаточно высоко, что увеличивает ее травмоопасность. Именно поэтому инженеры завода придумали специальный механизм, в обязанности которого входит втягивание шильдика с эмблемой в нишу при дорожно-транспортных происшествиях и попытке оторвать его от авто. На сегодняшний день наличие такого механизма в случае установки накапотного символа, способного травмировать кого-либо при аварии, является обязательным. Именно из-за неполадок в данном механизме, который был подвержен коррозии,  автомобили Bentley трех моделей – Arnage, Azure и Brooklands, выпущенные в течение 2007, 2008 и 2009 годов, – были отозваны для бесплатной починки.



Далее ещё много фотографий!  


Tags: Гараж, Маскот, накапотные фигурки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments