ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Categories:

Кафедральный cобор в Тампере:

Оригинал взят у era111 в Кафедральный cобор в Тампере:
Оригинал взят у romodin в Кафедральный cобор в Тампере:

Кафедральный cобор в г.Тампере (Финляндия). Туомиокирконкату 3А.

Евангелическая церковь Иоанна Богослова была построена в 1902-1907 годах по проекту Ларса Сонка (Lars Sonck).


1. Вид на собор с Туомиокирконкату.

Конкурс на проект новой евангелической церкви в промышленном городе Таммерфорс (Тампере) был объявлен 7 ноября 1899 года. Всего было подано 23 проекта, среди которых проект Ларса Сонка под девизом "Аeternitas" (лат. - "Вечность, бессмертие") получил первую премию. В этот период зодчий начинает активно работать с необработанной гранитной поверхностью, которой украшает свои фасады. В своём проекте он скрещивает средневековую готику с мотивами финского национального романтизма. В результате чего получился довольно интересный и живописный экстерьер церкви. Сонк также уделяет внимание и продуманности плана постройки. К примеру, скамьи для прихожан расположены так, чтобы с любого места можно было видеть священника. А колонны-опоры, которые поддерживают свод, не заслоняли вид на алтарь.

Проект был окончательно готов к декабрю 1901 года, а в апреле 1902 года началось строительство церкви. Сам Ларс Сонк не участвовал в надзоре и по его рекомендации архитектором по надзору за строительством был назначен архитектор Биргер Федерлей (Birger Federley), который активно работал в те годы в Тампере.

Камень везли на баржах, а самые большие глыбы, весом 10-15 тонн - на лошадях. Весь гранит имел разную обработку: стены из грубооколотого камня, а наличники, порталы, ступени, отдельные элементы декора и цоколь – выполнены из пиленых гранитных блоков.

Высота главного шпиля - 64 метров. Стальной каркас кровли и шпиля покрыт керамической черепицей.

В 1924 году в Тампере была учреждена епархия, и церковь получила статус Кафедрального собора Тампере. Сейчас эта постройка стала не только достопримечательностью города, но и ярким представителем финского национального романтизма.


2. Общий вид собора.


3. Центральный фасад с оградой и башней с воротами.


4. Колокольня собора.


5. Верхний ярус.


6. Декор окна на боковом фасаде.


7. Листья папоротника в декоре - излюбленная тема финского национального романтизма.


8. Их можно встретить в боковом портале собора.


9. Сам портал тоже интересно декорирован.


10. Замковый камень украшен изображением летящей совы.


11. Довольно интересно декорированы двери.


12. Рядом с порталом висит более поздний, но стилизованный светильник.

13-14. Рядом с порталом расположены декоративные вставки с датой начала и датой строительства, а также именем зодчего.


15. Главный портал.


16. Декор портала.


17. Портал украшен изображением птиц.


18. Такое декорирование использовали различные зодчие, которые творили в стилистике северного модерна.


19. Ручка двери.


20. Портал в нартексе.


21. Боковая лестница, ведущая на хоры (слева макет собора).


22. Торшер на лестнице.


23. Сохранившаяся люстра того же времени в нартексе.

Не меньший интерес представляют интерьеры, для оформления которых были приглашены финские художники-символисты Магнус Энкель (Magnus Enckell) и Хуго Симберг (Hugo Simberg).


24. Общий вид нефа.

В приалтарном приделе расположено полотно Магнуса Энкеля "Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса". Над полотном расположен витраж Хуго Симберга. Этот же художник оформил и свод, изобразив там змею, которая олицетворяет собой грех или человеческое сердце, грешное с рождения, как утверждает Библия). Змея окружена кольцом из бесчисленных маленьких крыльев, которые представляют собой защиту ангелов, под которой находится душа. У церковного руководства, которое посетила церковь незадолго до церемонии открытия, эта фреска вызвала вопросы и неприятие. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия. Согласно её решению в мае 1907 года было решено оставить фреску.


25. "Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса".


26. Витраж.


27. Змея.


28. Кафедра.

Как вы заметили, кафедра декорирована ветвями терновника и запутавшимися в этих ветвях крыльями. Уже много лет при посещении собора, я ждал одного интересного эффекта, которого наконец-то смог дождаться. При ясной погоде в лучах закатного солнца, которые проходят через синие стёкла витража, этот декор начинает выглядеть более объемным и окрашивается в синий цвет. Тем самым получается сумеречный синий фон:


29.

Практически по всему периметру собора идет фреска "Гирлянда жизни" Хуго Симберга, изображающая 12 мальчиков несущих гирлянду из роз. Сплетенные розы изображают Гирлянду жизни, а мальчики символизируют то, как каждый из нас несет свой жизненный груз. Считается, что в мальчиках художник видел двенадцать апостолов – учеников Иисуса. С обеих сторон фреска заканчивается таинственным лесом, представляющим символ загробного мира.


30. Часть фрески. Слева видна фреска Хуго Симберга "Раненый ангел".


31. Фрагмент фрески "Гирлянда жизни".

На западной стене находится фреска по одному из самых известных произведений Хуго Симберга "Раненый ангел" ("Haavoittunut enkeli"). Угрюмые финские мальчики, в лицах которых можно прочитать грусть и раскаяние, несут на носилках ангела с подбитым крылом, символизирующего небесную чистоту. Симберг написал эту картину в 1903 году, оправившись после тяжелой болезни. Подлинник картины, за которую художник получил государственную премию в области искусства, находится сейчас в Художественном музее Атенеум в Хельсинки.

Здесь же в Тампере Симберг добавил фабричные трубы на задний план пейзажа, которые до сих пор являются неотъемленой частью в промышленного в прошлом города.


32. Оригинал картины.


33. Фреска в соборе.

Своды боковых нефов собора держат массивные бетонные столбы, которые украшены довольно оригинальными светильниками того же времени с открытыми лампами. К сожалению, новые энергосберегающие лампы немного искажают первоначальный эффект. Окна украшены витражами.


34. Опоры со светильниками.


35. Один из витражей.

На восточной стене находится самая моя любимая фреска "Сад смерти" ("Kuoleman puutarha") в исполнении Хуго Симберга. Художник выполнил это произведение в нескольких вариантах, из которых наиболее известны акварель 1896 года и фреска в соборе в Тампере. Три скелета в чёрных одеяниях, намеренно плоские, заняты сортировкой человеческих душ в чистилище, изображённых как растения. Произведение стилизовано почти до примитивизма. Сюжет акварели восходит к средневековой традиции, а примитивный стиль должен напоминать о работах мастеров готики. Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, и сад представлен как место, где смерть может выразить свои чувства.


36. Фреска "Сад смерти".

Орган на 50 регистров был изготовлен в городе Лахти мастером Альбанусом Юрвой. В 1929 году было добавлено ещё 18 регистров. Это один из лучших органов в Финляндии.


37. Орган и витраж Хуго Симберга "Пеликан, кормящий птенца своей кровью".

В соборе регулярно устраиваются концерты органной музыки.

Все фотографии я делал в разное время с 2007 по 2012 годы во время зимних поездок в Тампере.
</div>
Tags: Путешествия, Путешествия онлайн, Соборы, Тампер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments