ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Горбатый...

Оригинал взят у shirshikov_n в Горбатый...
Запорожец ЗАЗ-965. Наткнулся в интернете на фотку "горбатого Запорожца", как его еще называли в простонародье. А ведь, это первая машина нашей семьи. Папа купил его, когда мне было лет 6-7. Маленьким мне не нравились многие отличительные черты этого чудо-авто. Например, что двери открываются в обратную сторону. Многие шутили, что это дополнительные тормоза, действующие по типу парашюта. Или особенность всех тех ЗАЗов - заднее расположение двигателя, тоже мне была не приятна. Хотя может больше не нравилось, что багажник спереди, но тем не менее... Однако, сейчас, четая историю детища Запорожского автопрома, мнение меняется. Все-таки было в нем, именно в 965-ой модели, что-то особенное. "Божья коровка" - это название скорее всего пошло от женской части населения. И такое приходилось слышать...


Не много истории. После снятия с производства в 1956 году «Москвича-401» в типаже советских «легковушек» оказалось
вакантным место лёгкой, недорогой и экономичной машины, рассчитанной на двух-четырёх человек. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам.

За образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства. Но он был существенно доработан конструкторами. Например, стекла дверей вместо раздвижных стали опускные, появились "форточки". В ходовой части была применена более совершенная передняя подвеска на двух поперечных торсионах (так называемая система Порше, такая же использовалась на первых одноимённых спорткарах и Фольксвагене-«Жуке»).

Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки. Мотор был воздушного охлаждения, при этом располагаясь сзади (поэтому на задних крыльях имеются специальные воздуханы). Объем - 746 куб.см., мощностью 23 л.с. Однако, двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности. А бензиновый отопитель (из-за отсутствии системы охлаждения) был весьма пожароопасный.

Тормоза — барабанные. Колёса — бездисковые, облегчённой конструкции, с посадочным диаметром 13" (впервые в СССР, в те годы даже «Москвичи» имели 15-дюймовые обода).

Но главный вопрос Запорожца был в цене. На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

И в завершении, чуток юмора про Запорожец:

Встречаются ишак и "Горбатый Запорожец". Ишак:
- Ты кто?
- Машина...
- Hу, тогда я - лошадь.

Милиционер подходит к владельцу неправильно припаркованного "Горбатого Запорожца" и спрашивает:
- Ваша машина?
- Моя.
- 100 долларов.
- Ну, мужик, обижаешь. Добавь еще 50 баксов - и забирай!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments