ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Categories:

Горьковский автомобильный завод в 1955-1965 годах.

Оригинал взят у kazagrandy в Горьковский автомобильный завод в 1955-1965 годах.


В Конце 40-х - начале 50-х годоВ Горьковский автозавод освоил массовое производство
моделей, которые задумывались еще до или во время Великой Отечественной войны.
Эти автомобили были необходимы для скорейшего восстановления народного хозяйства
СССР и должны были символизировать промышленный и экономический потенциал страны-победительницы.
Появление таких автомобилей, как М20 "Победа", ЗИМ, ГАЗ-69, ГАЗ-51 и ГАЗ-63, стало
наглядной демонстрацией возможностей отечественного автопрома и одновременно вехой,
ознаменовавшей конец авральной работы "через не могу".
Все перечисленные модели создавались с запасом инновационности, что позволяло по меньшей
мере десятилетие трудиться с чувством, с толком, с расстановкой, доводя до совершенства
каждое новое техническое решение.
Первой ласточкой, возвестившей о приходе "эры благоденствия", стал автомобиль М-21 "Волга".
С момента основания Горьковского автозавода это был первый легковой автомобиль,
полностью, с нуля созданный советскими конструкторами и дизайнерами.
Даже "Победу", которую принято считать одной из самых прогрессивных отечественных машин,
нельзя назвать на сто процентов аутентичной, поскольку двигатель М20, по сути, являлся четырехцилиндровой версией мотора ГАЗ-11, скопированного с силового агрегата Dodge D5.





Опытные образцы автомобилей ГАЗ-М20 "Победа" и ГАЗ-51.

Во второй половине 50-х годов завод окончательно оправился от кадровых потрясений:
история с освоением военной амфибии ГАЗ-011 (МАВ) стоила должностей легендарному
главному конструктору А.А. Липгарту, сменившему его Л.В. Косткину и директору автозавода
Г.А. Веденяпину.
С 1952 по 1958 год пост директора предприятия занимал П.Я.Лисняк, а конструкторский
коллектив возглавлял Н.И.Борисов.
Нельзя не упомянуть о ведущей роли горьковских художников и конструкторов-кузовщиков
в отечественном легковом автомобилестроении.
Именно на ГАЗе в 1955 году был разработан кузов базовой модели "Москвича" второго поколения
(М-402) для МЗМА, именно горьковский скульптор Лев Еремеев (автор экстерьера автомобиля
ГАЗ-13 "Чайка") в 1956 году выиграл отраслевой конкурс на лучший проект облика нового
автомобиля высшего класса для первых лиц государства, объявленный московским Заводом
имени Лихачева.



Конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода.

В 1957 году, после того как была "разоблачена деятельность антипартийной группы Молотова,
Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова", из названия завода убрали фамилию
опального министра.
В результате аббревиатура "ГАЗ" стала не только маркой грузовых и военных машин
Завода имени Молотова, но и сокращенным названием самого предприятия — Горьковский
автомобильный завод.
Автомобиль ЗИМ быстренько переименовали в ГАЗ-12, а марка "ГАЗ" в течение нескольких
лет вытеснила из обозначения других легковых машин литеру "М".
В 1958 году вновь сменилось руководство завода. Главным конструктором стал Александр
Дмитриевич Просвирнин, а директором — Иван Иванович Киселев.
Именно этому тандему "долгожителей" (Просвирнин проработал главным конструктором
до 1987 года, а Киселев занимал директорский пост до 1983 года) завод обязан лучшим
периодом в своей истории и появлением ставших легендарными автомобилей.
В первый же год работы Киселева и Просвирнина произошло знаменательное событие:
на Всемирной выставке в Брюсселе экспозиция Горьковского автозавода, где были представлены
автомобили М-21 "Волга", ГАЗ-13 "Чайка" и опытный образец ГАЗ-52, удостоилась Гран-при.
Когда И.И. Киселев, начинавший на ГАЗе технологом цеха режущего инструмента, возглавил
автозавод, на нем работало чуть больше 75 тысяч человек.
Амбиции нового директора подкреплялись бурным ростом индустриальной мощи СССР.
В 60-е годы Горьковский автозавод реконструировал ряд старых цехов и построил несколько
новых, в том числе здание для отдела экспериментального конструирования.
Согласно официальным данным, именно на ГАЗе в 1960 году была запущена первая в мире
промышленная установка для сварки трением — с ее помощью сваривались некоторые детали
рулевого управления.
В 1965 году на предприятии работало уже 83 350 человек.
За десятилетие — с 1955 по 1965 год — заводом были освоены легковой полноприводник
М-72, три поколения "двадцать первой" "Волги", ГАЗ-13 "Чайка", семейства грузовиков
ГАЗ-52 и ГАЗ-53, армейский грузовой внедорожник ГАЗ-бб, создано множество
экспериментальных и опытных образцов.

.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments