ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

ЗАЗ-966 – Ушастый

Оригинал взят у p_i_f в ЗАЗ-966 – Ушастый
http://opoccuu.com/cars/zaz-966.jpg

Для того чтобы объяснить причину появления на свет этого чуда советского автопрома, придется опять начать от обезьяны, от которой, если верить дедушке Дарвину, произошло всё прогрессивное человечество. Этой самой обезьяной был голландец Абрагам Кооп, который в 1863 году создал в немецкой городе Александровске Новороссийской губернии завод по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. В 1908 году в соседнем с Александровском Мелитополе предприниматель Израиль Давидович Заферман основал чугунолитейный и машиностроительный завод по производству нефтяных двигателей. После октябрьской революции завод был национализирован и получил название «Второй Советский завод». После окончания гражданской войны в 1923 году на базе завода организована артель «Победа».

Главой артели стал сын Зафермана Моисей, который сразу после революции рассорился с отцом и ушел в Красную Армию. Сам же Израиль Давидович с сыном помирился и был принят в артель бухгалтером-счетоводом. В этой должности он проработал до 1948 года, правда, с перерывом на эвакуацию. Сын же Израиля умер в Израиле в 2001 году. Артель продолжила выпуск нефтяных двигателей. Использовались эти двигатели в основном на малотоннажных судах. В том же 1923 году местные органы советской власти осенила идея наладить на бывших кооповских мастерских, переименованных к тому времени в завод «Красный прогресс», производство тракторов, на которых бы стояли зафермановские нефтяные моторы.
Моторный отсек ЗАЗ-966
Двигатель у ЗАЗ-966, как и у предшественника, располагался сзади.

Поскольку Александровск незадолго до этого переименовали в Запорожье, трактор решили назвать в честь новопереименованного города. Так появился первый экземпляр техники под брендом «Запорожец». Вскоре завод «Красный прогресс» получил модное в те времена имя «Коммунар».



В первые послевоенные годы Сталин хотел перевести Мелитопольский завод на производство дизельных двигателей с тем, чтобы на «Коммунаре» выпускались дизельные трактора, но Хрущов, бывший тогда первым секретарем КП Украины, убедил его этого не делать. Взамен он предлагал наладить на этом заводе выпуск украинских автомобилей. Для этого предполагалось вывезти оборудование из немецкого Эйзенаха, но тогда идея не нашла воплощения. Однако идею украинского автомобиля Хрущев не оставил и встав во главе партии и правительства стал эту идею настойчиво проталкивать. И вот в октябре 1957 года руководство МЗМА – будущего АЗЛК – представило Хрущеву опытный образец микролитражного автомобиля «Москвич-444». Уши 600-го Фиата торчали изо всех его щелей. Автомобиль в честь только что запущенного спутника так и предполагалось назвать «Спутником».
Приборная панель ЗАЗ-966
Приборная панель ЗАЗ-966

Однако у Хрущева были другие планы. Всю техническую документацию он велел передать на «Коммунар» и вскоре там начался выпуск горбатого «Запорожца». Тем не менее, Горбатый оказался куда менее удачливее итальянского прототипа. Во-первых, у него была несуразно высокая цена для автомобиля такого класса. В 1960 году он стоил 18 тысяч рублей старыми, что было равно 4,5 тысячи долларов по тогдашнему курсу. Итальянский же прототип продавался на родине за 590 тысяч лир, что составляло тогда 944 доллара.

Но еще бóльшим был второй недостаток Горбатого – невысокий срок службы. 23-сильный мотор-воздушник объемом всего в 746 кубиков исчерпывал свой моторесурс за два летних сезона или за девять месяцев непрерывной эксплуатации. Кроме того, Мелитопольский моторный завод, едва справлявшийся с поставками двигателей на «Коммунар», был не в состоянии выпускать еще и запчасти. Поэтому чтобы отремонтировать двигатель Горбатого, например, в Алма-Ате приходилось за бутылку заказывать детали на АЗТМ, на заводе имени Кирова или на заводе «Поршень».

Интерьер ЗАЗ-966

По всем этим причинам производство Горбатого прекратили сразу после отставки Хрущева, несмотря на то, что в самой Италии 600-й продержался на конвейере до 1969 года, а его младший брат Фиат-500 аж до 1972. Их обоих сменил Фиат-126, имевший более модный по тем временам угловатый кузов, но сохранивший всю начинку предшественников. Горбатый же, будучи снятым с производства, остался без преемника. Поэтому в качестве временной меры год спустя в производство был запущен ЗАЗ-965. А – Горбатый с мотором, увеличенным до 887 кубиков. Увеличение это произошло путем расточки цилиндров с 66 до 72 мм. Однако даже при советском дефиците покупательским спросом он не пользовался. Дело в том, что мотор с более тонкими гильзами цилиндров быстро перегревался и выходил из строя еще быстрее, чем 746-кубовый. И тут конструкторы вспомнили, что еще в 1961 году они создали опытный образец автомобиля, созданного по мотивам Chevrolet Corvair.

Передний багажник ЗАЗ-966

От американского прототипа концепт-кар отличался намного меньшими размерами. Этот прототип был назван тогда ЗАЗ-966, но в серию он не пошел – даже для очень уменьшенного кузова двигатель от Горбатого оказался слабоват. Примерно в это же время появился Printz II, который был тоже похож и на Chevrolet Corvair и на украинский концепт-кар.

За задним сиденьем ЗАЗ-966 имелся маленький дополнительный багажник.

К 1967 году, когда конструкторы вдруг вспомнили своё забытое детище, Принц уже более пяти лет колесил по дорогам Европы. И вот тогда приняли решение возродить strong>ЗАЗ-966 и поставить его на конвейер. Американские примочки с кузова убрали, сделав 966-й больше похожим на Принц. Однако первоначально у нового «Запорожца» было от Принца много отличий. Во-первых, двигатель он унаследовал от ЗАЗ-965А. Диаметр его цилиндра составлял по-прежнему 72 миллиметра – ход поршня – 54,5 мм. Путем увеличения степени сжатия и расточки впускного коллектора мощность подняли еще на три силы – с 27 до 30 л.с. Однако такое решение привело к еще большей склонности двигателя к перегреву. Вот поэтому-то у ЗАЗ-966 и получил главное внешнее отличие от Принца – «уши».

Этими «ушами» в народе обозвали огромные воздухозаборники, установленные по бокам задних крыльев. Эти воздухозаборники были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха. В 1969 году на экраны страны вышел мультипликационный фильм «Крокодил Гена», одним из главных героев которого был неизвестного науке вида зверек, получивший за малую статическую устойчивость прозвище Чебурашка. Очень скоро эта кличка стала использоваться и для обозначения Ушастого «Запорожца». Но кличка эта не прижилась – чаще автомобиль называли Запором. Кличка эта перешла по наследству от ЗАЗ-965. А чтобы не путать о каком Запоре идет речь старый Запор стали называть Горбатым запором, а новый – Ушастым.
Автомобиль имел в длину 3765 м иллиметров. При этом его колесная база составляла 2160 мм. Именно такой автомобиль в 1972 году получил 19-летний ленинградец Володя Путин. Выиграл он его в лотерею ДОСААФ. Жил он тогда в доме № 12 в Басковом переулке и ездил оттуда на нем на Васильевский остров, где учился на международном отделении юрфака ЛГУ. В том же 1972 году 966-ю модель сменили на более продвинутую 968-ю модель.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments