ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Забота партии

Оригинал взят у mgsupgs в Забота партии


Одним из аргументов, высказываемых в пользу советской системы, является утверждение о якобы присущей ей социальной справедливости, одним из проявлений которой была повышенная забота государства об инвалидах. Излишне говорить, что, как и другие пропагандистские мифы, данное утверждение весьма далеко от реальности. И я неоднократно писал об этом.






Есть категория фронтовиков, несправедливо забытых, вычеркнутых из списков Победителей. Это обитатели домов-интернатов для инвалидов и престарелых, куда с конца сороковых годов прошлого столетия свезли с улиц городов, поселков и сёл неприкаянных безруких, безногих, слепых участников войны, просящих милостыню или жалобно играющих на гармошке на базарах и вокзалах. Как свидетельствуют данные правоохранительных органов тех времен, во втором полугодии 1951 года в городах задержано 107 766 нищих, в 1952 году — 156 817 человек, а в 1953 году — 182 342 человека. Среди задержанных инвалиды войны и труда составляют 70 процентов. По мнению представителей советской власти, подобное явление позорит страну-победительницу. Было решено искоренить нищенство, определив попрошаек в дома инвалидов и престарелых, убежать из которых они не смогли бы, для этого учреждения преобразовывались в дома закрытого типа с особым режимом.


Осуществляя политику социальной и классовой сегрегации, режим коммунистической диктатуры на заре своего становления на долгие десятилетия нивелировал ценность человеческой жизни, сделав проявления гуманизма и сострадания не более чем "буржуазными пережитками".

Ну и напоследок skif_tag в Забота партии

После войны в Советском союзе было великое множество инвалидов без одной ноги, а что ещё хуже - без обеих ног.
Чаще всего они передвигались на самодельных тележках с подшипниками вместо колёс...
Но, спустя семь лет после войны "дошли руки" и до этих несчастных.
По заданию партии и правительства Серпуховский завод в 1952 году начал производство инвалидных мотоколясок СМЗ-С1Л

S-1L-S-3L-3

Конечно, этой чудо-техники на всех не хватало, а кому она доставалась, проклинали тот день, когда сели за руль этого пепелаца

Сводка поступивших в ЦК КПСС писем от инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства, в которых они просят оказать им помощь в приобретении мотоколясок
21.08.1956


В ЦК КПСС поступает большое количество писем от инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства, в которых они просят оказать им помощь в приобретении мотоколясок. В письмах также указывается, что мотоколяски «С-1-Л», выпускаемые Серпуховским мотозаводом Министерства автомобильной промышленности СССР, конструктивно не отработаны, запасных частей к ним почти не изготовляют, ремонт их на местах не организован.

Приводим выдержки из отдельных писем инвалидов.

Дробницкий А.И. из г. Актюбинска, член КПСС, инвалид Отечественной войны сообщает, что он неоднократно обращался в областной отдел социального обеспечения о выдаче мотоколяски, получив отказ, автор письма пишет:

«На мой вопрос к работникам облсобеса: “Что мне делать?” ответили: “Что хотите, то и делайте”. Спрашивается, разве это забота за то, что я, бывший сирота, воспитанник детского дома, на фронте лишился почти обеих ног, болею туберкулезом легких, задыхаясь должен прыгать всю жизнь на костылях».

Шелконогов П.А. из Московской области, работает секретарем парторганизации и зав. клубом колхоза им. Калинина, сообщает, что:

«Вот уже третий год я хлопочу о выдаче мотоколяски, и никто мне в этом помощи не оказывает, ни органы соцобеспечения, ни органы здравоохранения. Работа секретаря парторганизации колхоза требует постоянного общения с народом, особенно в период весеннего сева необходимо быть в каждой бригаде, у каждой сеялки, на каждой ферме, с каждым колхозником. Хожу я на протезах, преодолевая расстояния в 15–20 км до пота, до слез. Вот если бы была мотоколяска, то работа моя выглядела бы иначе. Я бы никогда не мог чувствовать себя виновным в своей недоработке перед колхозниками».

Сидненко И.Д. из Днепропетровска, участник гражданской войны, доброволец и инвалид Отечественной войны 1 группы, сообщает, что:

«Вот уже 6-й год обиваю пороги Днепропетровского облсобеса по вопросу мотоколяски, и все мои труды остаются безрезультатными».

Гольцов А.Ф., инвалид Отечественной войны из Орловской области пишет, что:

«Неужели я не заслужил своей солдатской честью, с которой прошел с боями от г. Тулы к подступам Берлина, где был дважды ранен, и не заслуживаю мотоколяски. Ведь я потерял на фронте самое дорогое для человека — здоровье. Я знаю, что нас с фронта пришло очень много инвалидов и всех обеспечить мотоколясками для государства тяжеловато. Но все же инвалидам, живущим в городе, дают мотоколяски быстрее, чем инвалидам, живущим на селе».

Харитонов В.Н. из Сталинградской области пишет, что:

«Я сам являюсь инвалидом без обеих ног и глаза. Работаю секретарем парторганизации нефтепромыслового управления. Вот уже 11 лет в таком состоянии изо дня в день тружусь на важнейшем участке партийной работы и часто думаю, что неужели за эти годы не заслужил того, чтобы государство дало мне хорошую машину — радость и жизнь для инвалида».

По вопросу получения мотоколясок пишут в ЦК КПСС также инвалиды труда, получившие увечье в результате несчастных случаев на производстве.

Коломиец П.Ф. из г. Ворошилова Приморского края пишет:

«11 лет страдаю без ног. С 1945 г. начал обращаться в различные организации по вопросу обеспечения мотоколяской, но положительного результата не добился. Прошу помощи в выдаче мотоколяски за наличный расчет».

На его письмо Министерство социального обеспечения РСФСР ответило 8.VIII.54 г., что «выдать Вам мотоколяску бесплатно или за наличный расчет не имеем возможности из-за ограниченного количества мотоколясок».

Аллик В.Г. из г. Таллина, инвалид труда II группы, 1899 года рождения. Инвалидность получил при катастрофе поезда, потерял обе ноги при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном транспорте. В письме пишет, что:

«Ходить на работу ежедневно почти 12 км при таком возрасте на тяжелых протезах с каждым годом становится все труднее и труднее. За 10 лет, со дня получения инвалидности, неоднократно обращался в органы социального обеспечения с просьбой о выдаче мотоколяски, всюду получаю отрицательный ответ».

Савко И.И., инвалид труда II группы, из Гродненской области пишет, что:

«Обратиться в ЦК КПСС меня побудили слова, сказанные т. Хрущевым Н.С. в отчетном докладе XX съезду КПСС, что надо улучшить положение тех инвалидов, которые без вреда для здоровья могут выполнять общественно-полезную работу». Далее указывает: «уже на протяжении многих лет я обращаюсь в Министерство социального обеспечения с просьбой о приобретении мотоколяски, бумажек получил довольно много, а толку в них не было. Здоровье мое с каждым годом все ухудшается. Я очень плохо хожу, порыв ветра меня валит с ног, а если упаду, то без чьей-либо помощи не поднимусь. На посланное письмо в Министерство социального обеспечения в феврале 1956 года получил ответ: “ввиду поступления ограниченного количества мотоколясок отпустить Вам таковую за плату не предоставляется возможным”».

Кривоногов, инвалид III группы, колхозник колхоза «Большевик» Ялуторовского района Тюменской области. На работу в сельское хозяйство пошел по призыву партии и правительства. В письме просит выдать мотоколяску за наличный расчет в рассрочку.

Калиновский А.Л. из Харькова, инвалид II группы по увечью. В письме пишет:

«В 1946 г., работая в Харькове на военном заводе № 115, во время работы со мною произошел несчастный случай, после чего мне ампутировали ногу, и я остался инвалидом II группы. Пользоваться протезом совершенно невозможно, а поэтому все время приходится ходить на костылях. Чувствуя ухудшение своего здоровья, в мае 1954 г. через райсобес я начал просить мотоколяску. Документы мои были направлены в облсобес, где мне сказали, что мотоколяски выдаются бесплатно только инвалидам Отечественной войны».

Яницкий И.Н., пенсионер труда из Мордовской АССР, инвалид I группы, без обеих ног. Трудовой стаж с 1928 года. Участник войны с Финляндией. Министерство социального обеспечения в выдаче мотоколяски отказало, так как он не является инвалидом Отечественной войны.

Филиппов Т.Ф. из Псковской области, участник гражданской войны, инвалид труда II группы, кандидат в члены КПСС, в письме пишет:

«Прошу дать единое предложение Министерству социального обеспечения РСФСР о выдаче мотоколясок инвалидам труда. Я по медицинскому заключению имею право получить мотоколяску, но Псковский облсобес не разрешает ввиду того, что я инвалид труда. Министерство издало инструкцию, чтобы инвалидам труда не выдавались мотоколяски. Эту инструкцию я считаю неправильной. Я также участник гражданской войны и прошу ЦК КПСС предложить Министерству социального обеспечения обеспечить меня мотоколяской. Я хочу приносить пользу обществу и государству и участвовать в выполнении шестой пятилетки».

В письмах также ставятся вопросы об улучшении качества и усовершенствовании конструкции мотоколяски «С-1-Л», а также об организации ремонта и обеспечении запасными частями.

Харитонов В.Н. из Сталинградской области пишет, что:

«Ведь всем известно о том, что мотоколяски, выпускаемые Серпуховским мотозаводом, очень плохи. Они маломощны и конструкция их неудачная. Серпуховский завод и Министерство социального обеспечения РСФСФ получали много жалоб от инвалидов на непрочность мотоколясок, но до сих пор мы, инвалиды, хороших машин не видим, которые в действительности помогали бы инвалиду в жизни и в труде. Инвалиды ожидают хороших машин, а их все нет и нет. Это, по-видимому, все потому, что этому очень важному вопросу не уделено до сих пор государственного значения, а вопрос о производстве удобных и прочных машин для инвалидов назрел давно».

Иванов В.И. из Пензенской области в письме обращает внимание на плохое качество мотоколясок. Он пишет:

«На выпуск этих колясок затрачено много денег, а помощи от них инвалидам мало. Я начал ее ремонтировать с первых дней эксплуатации и затратил на нее солидную сумму денег из своей маленькой пенсии, порой лишая себя куска хлеба. Я обратился к Вам потому, что несколько месяцев бесполезно ожидал частей к мотоколяске от различных магазинов, но, конечно, не дождался. Я писал в Куйбышев, Челябинск, Свердловск, Горький в разные магазины Москвы. Мои письма попадали в Министерство соцобеспечения РСФСР, Министерство торговли, в Главспортторг, Союзкультторг. Я написал не менее 15 писем, но это мне ничего не дало. Куда мне еще написать? Я написал в редакцию газеты “Известия”, но редакция не только не помогла, но даже не отвечает на письма. Кто мне пришлет части к мотоколяске, которая стоит уже около года. Я еще и последний раз обращаюсь с просьбой помочь мне восстановить коляску, без которой я полностью оторван от жизни и навсегда прикован к кровати».

Вионцек А.А., инвалид Отечественной войны из Московской области, в письме указывает, что:

«Два года тому назад я получил мотоколяску “С-1-Л” и все это время только и занимаюсь ее ремонтом. Наездил на ней немного более одной тысячи километров, а теперь она совсем пришла в негодность, и я остался без единственного средства передвижения».

Об этом же пишет Шеко И.К. из Витебской области:

«Получил мотоколяску “С-1-Л”, пользовался ею только один год, а сейчас мотор коляски вышел из строя».

Тимченко В.С. работает в должности заведующего свинофермой колхоза им. Фрунзе Харьковской области, член КПСС, участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, пишет:

«Имею мотоколяску “С-1-Л”, но машина эта для нашей сельской местности совсем непригодна. У нее очень слабый мотор и низкие колеса. Мне часто приходится оставлять ее на дороге и ходить на протезах».

Наряду с письмами от инвалидов Отечественной войны и инвалидов труда заслуживают также внимания письма, поступающие от инвалидов детства.

Инвалид детства Рекунов А.Н. из г. Бийска Алтайского края, сообщает, что с трех лет он стал инвалидом.

«С 9 лет родители возили в школу. После их смерти я вынужден был пойти на работу. В летнее время я приползаю на работу грязным, а зимой — обмороженным. В связи с этим я обратился в горсобес, чтобы мне дали мотоколяску, где мне ответили, что выделить мотоколяску мне не могут, так как я не являюсь инвалидом Отечественной войны». И далее он пишет, что «В Директивах XX съезда КПСС указано о повышении благосостояния нашего народа. Но эти блага распространяются не для всего населения нашей Родины. Для инвалидов детства не было облегчения в материальных условиях и до сих пор не видно. Они не получают пенсии. Многие инвалиды детства не в состоянии работать. Хорошо, если есть родители и они в состоянии обеспечить их существование. Но наступает срок, когда родители умирают, а инвалид детства остается живым. После чего он остается без куска хлеба. И если он хоть немного может передвигаться, то он стремится заработать себе на существование. Но таких людей мало, где принимают на работу инвалидов детства. Такой инвалид, пройдя свой трудный путь до работы, почти не в состоянии ее выполнять».

Бутенко А.П., инвалид детства, из Хакасской автономной области Красноярского края, пишет:

«В возрасте трех лет я получил инвалидность от тяжелой болезни. Член колхоза “Путь к коммунизму”. Работаю шорником, пенсию не получаю».

Просит помощи в продаже ему мотоколяски в рассрочку на три года. Отдел социального обеспечения Красноярского края в просьбе отказал и предложил получить мотоколяску за наличный расчет.

Пееб Г.А., инвалид детства, из Таллина, пишет:

«Более 20 лет нахожусь в постели, т.к. у меня парализованы обе ноги. Начиная с 1949 года, я неоднократно обращался в Министерство социального обеспечения Эстонской ССР, в Совет Министров СССР, в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о выдаче мотоколяски. Все мои просьбы остались безрезультатными. Отказ следовал за отказом и только потому, что я не инвалид Отечественной войны, а инвалид детства. Правда, мне предложили приобрести мотоколяску за свои деньги, но это довольно нелепо и звучит как насмешка, при моем ежемесячном пособии в сумме 115 руб. В одном из ответов было сказано, что наши заводы не выпускают столько колясок, чтобы обеспечить всех инвалидов. Так что же мне остается делать? Лежать еще 20 лет и ждать, когда наши заводы выпустят в достаточном количестве мотоколясок?»

Поповнин А.С. — инвалид детства, из Владимирской области, кандидат в члены КПСС, работает в колхозе помощником бухгалтера. В письме о себе сообщает, что:

«С 1914 г. рождения, колхозник, с двухлетнего возраста не имею обеих ног, ползаю на четвереньках, материально живу неважно, отец-старик, инвалид-пенсионер, мать умерла, брат погиб на фронте. Уже год я хлопочу через Министерство социального обеспечения РСФСР о мотоколяске, но по какой-то причине мне не дают, отказывают, ссылаются на то, что нет закона. Но как мне жить? Пенсию мне не дают, тоже нет закона. Вообще я, калека, государством очень обижен.

Никита Сергеевич! Прошу Вас лично и надеюсь, что Вы вникнете в это дело, учтете мою инвалидность и выделите мне бесплатно мотоколяску».
***
По имеющимся данным в ЦК КПСС видно, что производство мотоколясок для инвалидов далеко не обеспечивает их потребность. Выпускает эти мотоколяски только Серпуховский мотозавод Министерства автомобильной промышленности СССР, который имеет небольшую производственную мощность. За последние три года завод выпустил лишь 19 тысяч мотоколясок для инвалидов, качество их низкое, конструктивно не отработаны. В результате этого коляска имеет слабую мощность двигателя и неудачное расположение колес. В связи с этим она непригодна для движения на проселочных дорогах и подъемах. Остается нерешенным вопрос о выпуске запасных частей для мотоколясок и ремонте их, что вызывает справедливое нарекание со стороны инвалидов.

Считали бы целесообразным поручить Отделу машиностроения и Отделу административных органов ЦК КПСС совместно с Министерством автомобильной промышленности СССР рассмотреть вопрос и внести предложения в ЦК КПСС о производстве мотоколясок и обеспечении ими инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов детства.

Зав. сектором Общего одела ЦК КПСС (Подпись) (Щеблыкин)

Референт отдела (Подпись) (Баринов)

21 мая 1956 г.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 186. Л. 31–36. Подлинник.



e10d67c4b523c18c7e1055d63ddcae84

1355298380f4a

13555857307d0

s1lslide004new

sm_users_img-320400

Начиная с 1958 года начался выпуск четырёхколёсной модификации мотоколяски - СМЗ-С3А

Эти машинки я во множестве помню на улицах наших городов начала 70-х...

sm_users_img-320414

sm_users_img-320415

sm_users_img-320417

А прославил навека этого уродца фильм Леонида Гайдая

8017759

sm_users_img-320418

В 1970 году инвалидка подверглась глубокому рестайлингу.
Издевательство над инвалидами продолжалось вплоть до 1997 года...((

sm_users_img-320428

sm_users_img-320431

Нельзя не упомянуть ещё об одной мотоколяске, выпускавшейся с 47 по 51 год на Киевском мотоциклетном заводе. Она была настолько неудобна, и была выпущена в таком небольшом количестве, что какого либо заметного следа в памяти людей не оставила вовсе. Но, справедливости ради стоит рассказать и о ней

04-04

Первоначально, в 1946 году КМЗ освоил производство лёгких одноместных мотовелосипедов К-1Б, названных «Киевлянин». Документация и оборудование для него были вывезены по репарации из Германии с завода в Саксонском городке Шёнау, что близь Хемнитца. По сути это был лёгкий довоенный немецкий мотоцикл «Wanderer-1Sp»
В конце 1946 года коллектив конструкторов на базе уже находившегося в производстве мотовелосипеда К-1Б в сжатые сроки разработали трёхколёсную мотоколяску К-1В.

800px-KMZ_K1-V

kmz_k1v_350_1951

Кстати про мотоколяски я тоже уже писал.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments