ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Categories:

Горьковский автомобильный завод в 1965-1975 годах.

Оригинал взят у kazagrandy в Горьковский автомобильный завод в 1965-1975 годах.


В начале 60-х годов на Горьковском автозаводе началась масштабная реконструкция, главной целью которой
было расширение производственных площадей и радикальное обновление производственной базы.
Хотя реконструкция ГАЗа проводилась непрерывно и последовательно, ее можно условно разделить на два этапа.
Начало второго этапа приходится на 1965 год, когда стартовала экономическая реформа нового Председателя
Совета министров СССР А.Н. Косыгина, в результате которой главным показателем работы промышленных предприятий
становился не "вал" произведенной продукции, а количество реализованных изделий.
Это заставило предприятия по-новому отнестись к проблеме качества выпускаемой продукции и ее
конкурентоспособности (пусть и на внутреннем рынке).
Горьковский автозавод откликнулся на реформу созданием в 1967 году хозрасчетных бригад, а в 1968 году на новую
систему материального стимулирования перешли все подразделения предприятия.
4 января 1971 года указом Президиума Верховного Совета СССР Горьковский автозавод за досрочное выполнение
коллективом заданий пятилетнего плана, успешное освоение производства новых моделей грузовых и легковых
автомобилей был награжден орденом Ленина.
Разумеется, столь масштабная реконструкция в столь сжатые сроки была возможна только в условиях плановой
социалистической системы хозяйствования: в рыночной экономике для того чтобы предприятие могло вкладывать
такие деньги в собственное развитие, на его продукцию должен быть сверхвысокий спрос, а модельный ряд должен
обновляться чуть ли не ежемесячно.





В производство внедрялись самые современные автоматические линии, строились новые цеха, каждый из которых
по размерам не уступал иному заводу, конструкторско-экспериментальный отдел переехал в огромное новое здание,
разделив его с информационно-вычислительным центром.
Казалось, ГАЗ вот-вот начнет фонтанировать новыми моделями грузовиков и легковых машин, однако этого не произошло.
Между тем именно на рубеже 60-70-х годов XX века на предприятии стали появляться первые признаки стагнации.
Новую "Волгу" ГАЗ-24 завод готовил к выходу в свет целых пять лет — с 1965 года, когда в Краснодарском крае
и Крыму прошли испытания первых прототипов, по 1970 год, когда, наконец, было освоено массовое производство
новой модели.
Столь существенная задержка была вызвана не столько техническими, сколько политическими причинами.
Вспыхнул ближневосточный конфликт, и все производственные мощности ГАЗа были брошены на конструирование
и производство военной техники.
Новая "Волга" произвела фурор, но вряд ли кто-то мог предположить, что ее платформа без существенных изменений
продержится на конвейере три десятка лет. Более того, если другие советские автозаводы, выпускавшие легковые
автомобили, могли похвастаться созданными в 70-80-е годы опытными и экспериментальными моделями, которые
не пошли в серию, то ГАЗ ничем подобным не располагал.



Совсем унылой была картина с горьковскими грузовиками.
В 1965 году дебютировал "венец творения" семейства грузовиков ГАЗ-52/53 — четырехтонный ГАЗ-53А с
восьмицилиндровым 115-сильным двигателем.
Годом позже на этом шасси было освоено производство 2,5-тонного грузовика с 75-сильной "шестеркой".
А затем на протяжении почти трех десятилетий обе ветви семейства лишь незначительно обновлялись, модернизировались
и обзаводились новыми модификациями.
Со стороны могло показаться, что грандиозная реконструкция Горьковского автозавода не принесла никаких
практических результатов — гора родила мышь, но нельзя забывать два важных обстоятельства.
Во-первых, продукция ГАЗа — как готовые шасси, так и отдельные узлы и агрегаты — была необходима автомобильным
заводам (например, РАФу или ПАЗу), а также автосборочным и ремонтно-механическим предприятиям.
Если приплюсовать к числу потребителей горьковской продукции предприятия военно-промышленного комплекса,
станет понятно, что одной из первоочередных задач реконструкции было резкое увеличение объемов производства
и снижение его себестоимости за счет внедрения передовых технологий.
И эта цель была достигнута.
Во-вторых, нельзя забывать, что помимо машин для народного хозяйства, госаппарата и населения, ГАЗ создавал
и выпускал армейскую и специальную технику, известную ограниченному кругу лиц.
Именно в "застойное" десятилетие 1965-1975 годов были спроектированы и освоены ставшие со временем классикой
образцы военной техники: БТР-60ПБ (выпускался до 1976 года), БРДМ-2 (выпускался до 1989 года),
гусеничный вездеход ГАЗ-71, ставший незаменимым помощником геологов, нефтяников и газовиков
(выпускался в 1967-1986 годах), и его армейский аналог ГАЗ-73.
В августе 1971 года был принят на вооружение БТР-70 (серийно выпускался с 1976 года).


.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments