ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Эмблема

Оригинал взят у butanti в Эмблема
Советский цирк

История появления эмблемы Советский цирк - это плод красивых и романтических отношений между знаменитым - уже в те годы - советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном и мало кому известной юной воздушной гимнасткой Ниной Ковалевской.
В начале 20-го века СОВЕТСКИЙ ЦИРК, хотя и делал свои первые шаги, но уже шел твердой и уверенной походкой «вперед, к победе коммунизма». И смею вас заверить, дорогие мои читатели, что нам не только вдалбливали эти бредовые идеи в головы, но и многие из нас и вправду так считали и верили в ближайшее светлое будущее.

Но вернемся же, наконец, к нашей романтической истории. Во все века и во все времена более зрелых мужчин почему-то привлекали молоденькие девушки, да еще и в 2-3 раза моложе их самих. Мало чем отличалась и наша история любви, которая поначалу казалась простым банальным увлечением, да и то - можно понять их обоих.

Представьте себе... Молоденькая артистка цирка Нина Ковалевская, которая в цирке - без году неделя, а лет ей отроду - всего семнадцать! Представили? И вот однажды за кулисами Харьковского госцирка появляется знаменитый, я не побоюсь этого эпитета, на весь мир кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. И было ему в то время, в начале января 1931-го года, тридцать с хвостиком. Несмотря на такой возраст, киноленту «Броненосец Потемкин» не успели посмотреть только пингвины в Антарктиде... И хотя «Потемкин» вышел на экраны еще в 1925-м, его автор продолжал купаться в лучах славы своего киношедевра. Он был обласкан не только самой кремлевской властью, но и каждая четвертая женщина великой страны Советов просто мечтала его увидеть, и не только!

Не многие из нас, дорогие мои читатели, знают о том, что Сергей Михайлович Эйзенштейн с самого раннего детства питал искреннюю любовь к цирку! Эту свою любовь он пронесет через всю свою жизнь. Но не только любовь к цирку занимала детский ум. Из воспоминаний самого Сергея Михайловича, он с малолетства не расставался с карандашами и бумагой. Таскал их везде и повсюду, делал наброски о том, что видел вокруг себя в течение дня. Не даром свое первое рабочее место Эйзенштейн нашел в качестве простого художника Первого рабочего театра Пролеткульта. Произошло это в 1920-м году. Разве мог тогда кто-то подумать, что знаком с классиком советского кино? Но все это - еще впереди. А пока вернемся в счастливое детство гения...

Еще будучи совсем мальчиком, сидя на представлении Рижского цирка в 1914-м году, Сережа набросал рисунок воздушного гимнаста на трапеции. Вернувшись домой, поздно вечером, Сергей поместил увиденного артиста в круг, напоминающий манеж цирка, а у изголовья пририсовал звезду. Тем самым, он где-то подспудно выдавал мечту всего человечества о полете в космос и стремлении к звездам! Это в наши годы, конца 20-го и начала 21-го веков, воздушный номер на трапеции стал, непонятно почему, ассоциироваться с женской половиной артистов цирка. Хотя раньше в цирке не чурались этого жанра и довольно плотные мужчины, которые не всегда были идеального телосложения. Вспомнить хотя бы персонаж оперетты «МИСТЕР “Х”».

И вот, спустя годы, Сергей Эйзенштейн решил просто подарить свой рисунок Главному Управлению Цирков. Даже не подозревая, что его детский рисунок даст толчок к появлению первой эмблемы советского цирка. Справедливости ради надо заметить, что художники главка постарались над рисунком и внесли свои изменения. Так, звезда стала красного цвета, цвета флага страны (или цвета пролитой крови, в борьбе за победу большевизма), а на самой звезде появились не только серп, но и молот. Ну и, наконец, самое главное изменение - вокруг всего рисунка появилась надпись со странными недописанными словами: «ЦЕНТР. УПРАВЛ. ГОСЦИРКАМИ» и чуть позднее появилась надпись «ГЛАВ. УПРАВЛ. ГОСЦИРКАМИ». Но, как говорится, хрен редьки не слаще, и когда автор рисунка увидел, что осталось от его детского рисунка, - он просто развел руками и не стал заморачиваться на эту тему. Наступил 1925-год, и ему надо было заканчивать свой мировой шедевр. Цирк отошел на второй план...

Со временем Сергей Эйзенштейн стал появляться в цирках страны все чаще и чаще, и посему появление его за кулисами Харьковского цирка никого не удивило. Что произошло далее - легко предугадать. Когда он впервые увидел юную воздушную гимнастку на трапеции Нину Ковалевскую -безумно в нее влюбился с первой же минуты!

Отношения между Ниной и Сергеем Михайловичем почти сразу же переросли из дружеских в очень близкие, и они даже не пытались скрывать свои романтические отношения ни в цирке, ни на улицах. Разные люди из их окружения относились ко всему происходящему по-разному. От чрезмерной радости до дикого неприятия и черной зависти. Да это и вполне понятно. Мир искусства...

Время неумолимо летело вперед, и наша влюбленная пара не заметила, как наступило 14-е февраля 1931-го года. В этот день давалась прощальная гастроль труппы цирка. Нину Ковалевскую ждал всепоглощающий, безжалостный цирковой конвейер.

Нина Ковалевская отправилась по городам и весям страны, а Сергей Эйзенштейн продолжил снимать свой новый кинофильм. Жизнь стала их бросать то туда, то сюда. И встречаться удавалось все реже и реже...

Чтобы хоть как-то скрасить их первую длительную разлуку, Сергей Михайлович, подойдя вплотную к своей подруге, неожиданно достал из своей папочки листок бумаги и вложил его в руку Ниночки.

- Это тебе, любимая моя Ниночка, на память о нашей встрече!
- Что это? - удивленно поинтересовалась Нина, держа в своей правой руке листок с карандашным рисунком.
- Это мой тебе шутливой подарок, - ответил ее возлюбленный.

В руках у Нины был листок с рисунком самого неожиданного содержания. На нем была изображена уже привычная всем эмблема цирка. Однако вместо мужчины-гимнаста на трапеции рисунок украшала стройная и хрупкая фигурка молоденькой девушки, тоже воздушной гимнастки на трапеции. Но что не менее поразило Нину - это костюм гимнастки на рисунке. Именно в таком костюме частенько выходила на манеж сама Нина и работала под куполом цирка. Больше всего Нину удивило исчезновение со звезды не только серпа, но и молота...

Прошло два года... Отношения между Ниной и Сергеем стали не то чтобы охладевать или затухать, но требовали постоянной подпитки встречами. А их становилось все меньше.

… В 1933-м году, во время гастролей Нины Ковалевской в Воронежском цирке, впервые на манеже появляется молоденький клоун, впоследствии знаменитый на всю нашу необъятную страну, Алексей Сергеев. С первых же дней своей работы коверным, он берет сценический псевдоним «Мусля». Коллеги же по цеху обращались к юноше не иначе, как Алексей Иванович!

И как вы уже догадались, появился он не только на манеже цирка, но и в сердце Нины. Ему тогда было всего восемнадцать, а ей - чуть за девятнадцать. Почему-то всегда принято считать, что женский ум мудрее мужского и девятнадцатилетней девушке можно смело добавлять 4-5 лет к ее возрасту. Так произошло и с нашей новой влюбленной парочкой. Нина не стала наступать на старые грабли и ждать, пока судьба снова разлучит ее с новым избранником. Она сама предложила Алексею Сергееву соединить их жизнь узами брака. Всего за несколько месяцев в цирке появилась новая ячейка социалистического общества - семья. Нина Ковалевская стала теперь Ниной Антоновной Сергеевой.

Гастроли снова подошли к своему концу и, упаковывая реквизит и личные вещи, Алексей случайно наткнулся на рисунок Эйзенштейна. Вполне естественно, что Нине пришлось не просто удовлетворить любопытство своего молодого мужа, но и полностью рассказать о своих отношениях с автором этого рисунка.

Невзирая на свои молодые годы, клоун не стал ревновать жену к ее прошлой жизни. А рисунок, по приезду на гастроли в Московский цирк на Цветном бульваре, попросил дирекцию поместить на его афише.

Незаметно для всех и его самого, афиши и других артистов цирка стали украшать новым вариантом эмблемы цирка все больше и больше. Впоследствии клоуна Муслю так закрутила в своих перипетиях жизнь, что он даже и не вспоминал, откуда появилась эмблема «СОВЕТСКИЙ ЦИРК»...

(Отрывок из книги Александра Сергеева "Под куполом цирка. страшная тайна")
© ruscircus.ru



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments