ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

12 лет рабства / 12 Years a Slave (2013) Стив МакКуин

Оригинал взят у iowrus в 12 лет рабства / 12 Years a Slave (2013) Стив МакКуин
12-Years-a-Slave-teaser-poster

Путь Стива МакКуина к своему первому полнометражному фильму был долог. Он 15 лет ограничивался коротким метром, но после выхода «Голода» на него обратили внимание. Конечно, о серьёзных сборах говорить не приходилось (150 тысяч зрителей в Британии и 50 тысяч во Франции), но награда за режиссёрский дебют в Каннах — это отличный старт. Именно у МакКуина впервые заблистал Майкл Фассбендер, ставший к выходу второго фильма британского режиссёра «Стыд», где он снова сыграл в главной роли, одним из самых востребованных актёров. «Стыду», кстати, есть чем похвастаться: приз за лучшую мужскую роль в Венеции, более полумиллиона зрителей в США, почти столько же во Франции, около 300 тысяч — в Британии. Со своим третьим фильмом британец замахнулся на «Оскар». Его «12 Years a Slave» возглавил множество списков лучших фильмов года среди американских критиков.

Давайте попробуем разобраться в том, что может привлечь академиков в новом фильме МакКуина. Начать следует, пожалуй, с сюжета. В 1841 году, то есть за 24 года до тринадцатой поправки, запрещающей рабство, свободного и образованного негра Соломона Нортапа (Чиветель Эджиофор) похищают торговцы людьми. Семья и музицирование на скрипке остались в прошлом. Теперь он Плэтт — обычный ниггер, место которого на плантации. Надо сказать, Плэтту сначала везет, и он попадает к весьма либеральному рабовладельцу Уильяму Форду (Бенедикт Камбербэтч), но конфликт с белым плотником Джоном Тибитсом (Пол Дано) заканчивается продажей своенравного раба Эдвину Эппсу (Майкл Фассбендер) — отмороженному плантатору. Собственно говоря, сюжет достаточно условный, каких-то крутых поворотов, захватывающего действия и неожиданного развития событий здесь ждать не стоит. Вообще кино снято для того, чтобы продемонстрировать все круги ада, через которые пришлось пройти обычному человеку по воле случая. Герой Брэда Питт, сознательный белый, говорит Эппсу о несправедливом делении людей по цвету кожи, ведь «перед богом все равны» — таков весьма прозрачный месседж Стива МакКуина. Иными словами, перед нами очередная попытка сыграть на чувстве вины американского зрителя.
Что означает эта работа для МакКуина? Уход в коммерцию. Обратите внимание на каст. Помимо традиционного Фассбендера, тут и Питт, и Камбербэтч, и Дано. Все на своём месте, играют неплохо. За счёт звёзд и всегда актуальной в США теме режиссёр пытается выйти на американского зрителя. И на американского критика. Попробуйте-ка написать негативную рецензию на кино о несправедливо пострадавших неграх в «Нью-Йорк таймс». У меня даже Word не знает такого слова — «негр». Честно говоря, я испытываю особую слабость к политически ангажированному кино. Мне нравится смотреть на попытки режиссёров выступить в качестве агитаторов. Иногда получаются очень мощные штуки, но не в случае с чёрными. Не стоит забывать о том, что МакКуин, несмотря на свою фамилию, тоже того. Толком не могу понять, почему, когда дело доходит до негров, то нам подсовывают какую-то приторную попсовую историю? Давайте вспомним дебют британца. Для тех, кто не знает, «Голод» рассказывает о борьбе заключённых из Ирландской республиканской армии за признание за собой статуса политических. Протестуют они своеобразно: отказываются мыться, носить тюремную одежду и обмазывают какашками стены камер. Не достигнув особых успехов на этой почве, ирландцы решаются на голодовку до победного конца…и умирают. «Голод» — это резкое и жёсткое кино, это оголённый нерв. Гимн протестному самопожертвованию и критика аморальной политики. «12 лет рабства» — банальная драма со сглаженными углами, по сути всего лишь упрощённая и украшенная рюшами версия «Голода».
Узнаваем ли вообще МакКуин в «12 Years a Slave»? Безусловно. Есть пару сцен, когда мы точно можем сказать — перед нами тот самый Стив, который всласть поиздевался над Фассбендером в «Голоде». МакКуин, потеряв многое из-за вынужденного упрощения киноязыка, ничего не дал массовому зрителю взамен. «12 лет рабства» — рыхлое кино с невнятным сюжетом. В фильме отдельные события друг с другом плохо связаны. Складывается ощущение, будто смотришь какой-то венгерский арт-хаус на кинофестивале в Локарно. Стоило ли к этому стремиться?
Некоторым особо удачливым и талантливым режиссёрам рано или поздно приходится делать выбор. Можно, конечно, продолжать делать «кино не для всех» и получить прокат в 95 кинотеатрах в США, но трудно бороться с искушением снять агитку, которую будут крутить в 1474 залах. «12 лет рабства» — шаг вперёд для Стива МакКуина как коммерсанта и шаг назад для Стива МакКуина как художника.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment