ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

FAQ | Какая камера имеет лучшую цветопередачу?

Оригинал взят у podakuni в FAQ | Какая камера имеет лучшую цветопередачу?

Продолжаю свою несистематическую рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)"! Традиционно, сами вопросы можно задавать в комментариях или присылать на почту: podakuni@yandex.ru

Этот вопрос звучит обычно в таком контексте: "А скажите, какую камеру мне купить? Ну, чтобы снимок и его качество было объективно лучше?" И далее часто звучит этот вопрос:


#30 Какая камера имеет лучшую цветопередачу?



А дальше всё обычно выливается в длинную и порой весьма утомительную беседу с жонглированием брендами, упоминанием почти всех мифов интернета, типа "Nikon зеленит, Canon краснит, Sony синит" и так далее. Сил больше нет на это всё отвечать по сто тысяч раз. Поэтому, тут будет традиционно два варианта ответа: краткий и развёрнутый. Оба они под катом. Но для начала — небольшое уточнение. Речь дальше пойдёт об этапе сравнения камер! Только об одном эпизоде — о том, когда выбирают фотоаппарат. Итак...




Краткий вариант:

Начинающий фотограф скорее всего не заметит особенной разницы в цветопередаче. Тем более, что практически все современные фотоаппараты снимают хорошо в этом плане. И если кратко — то камеру надо выбирать не по этим критериям. При подборе техники начального уровня лучше обращать внимание на цену, размер, вес, удобство фотоаппарата, на доступность объективов и аксессуаров... Ну и на другие факторы. Но никак не на цветопередачу. Почему так — поясню ниже.

А пока — вот вам в качестве иллюстрации предыдущих слов одна и та же сцена, снятая 3 разными фотоаппаратами с настройками "по умолчанию" (в автоматическом режиме):



Разумеется, различия есть. По цветам тоже, конечно. Но они такие мизерные... И вообще, все три кадра довольно скучные и неинтересные по цветам, с ними нужно работать.




Развёрнутый вариант ответа:
Если чуть более развёрнуто, то, на мой взгляд, тут есть несколько моментов, которые нужно учитывать при обсуждении этого вопроса. И они вот какие.

А о чём, собственно, речь?
Пожалуй, это самый невинный, на первый взгляд, но при этом и самый коварный вопрос тут. О чём идёт речь, когда люди сравнивают цветопередачу двух фотоаппаратов? Вроде всё просто, но если начать разбираться с этим вопросом предметно, то тут сразу надо учитывать что:
  • Когда заходит речь о сопоставлении, то первое что нужно сделать — это чётко задать условия, при которых будет идти сравнение. То есть, в нашем случае, нужно определиться — а что, собственно, снимаем?.. Портреты в студии?.. Репортаж на улице?.. Спорт? Жанр? Пейзаж? А то получается, что одни спрашивают про то, насколько камера даст интересные цвета для портрета, а другие спрашивают насколько хорош фотоаппарат в пейзажной фотографии. Что далеко не всегда равноценно, как сами понимаете. При этом, люди спрашивают не произнося свой вопрос вслух. Пусть отвечающий сам прочитает их мысли и догадается, да?

  • Сравнивать можно только JPEG-и, которые делают камеры. В принципе, конечно, можно сравнить и RAW-ы, но там многое будет зависеть от выбранного RAW-конвертера и его настроек. Да и тема эта не совсем для начинающих, положа руку на сердце. Уж не говоря о том, что в таком случае будет идти оценка работы цветокорректора и программы RAW-конвертации. Ни то, ни другое к фотокамере отношения не имеют.

  • В свою очередь, JPEG-и, которые делают фотоаппараты, сильно зависят от настроек, применённых в самих камерах. Снимки, сделанные одним и тем же аппаратом в одном месте и в одно и то же время, будут отличаться из-за выбранных сюжетных профилей типа "пейзаж", "портрет", "спорт" и так далее. Так же, картинки будут меняться от установок от баланса белого, от настроек ISO, от регулировки контраста, насыщенности и других параметров, которые сейчас есть в большом количестве практически во всех фотоаппаратах. Так, и в каком режиме снимать будем?

  • Далее, если даже рассматривать JPEG-и нескольких фотоаппаратов, допустим, с настройками "по умолчанию", то что, по сути, мы будем сравнивать? Работу встроенного программного обеспечения, на неких усреднённых параметрах, описанных неизвестными японскими программистами. Которые, кстати, часто сильно далеки от вопросов эстетики цветов, увы. Да-да, программируют софт для камер сейчас инженеры, их видение вопроса цветопередачи скорее базируется на технических взглядах, на некоей "средней температуре по больнице". Красный, например, достаточно насыщенный красный? Не выбивается, не отсекается? Не блёклый? Ну и хорошо. Красиво ли всё это выглядит или не очень — пусть у фотографов голова болит.

  • Хорошо, даже если отбросить или проигнорировать все предыдущие пункты, то как сравнивать-то будем? Какие критерии? "Какой фотоаппарат честнее цвета показывает?" М-м-м... Погодите! Но какой с этого толк?!.. Павел Косенко вот тут хорошо написал про честность в фотографии. По большому счёту она никому особенно не нужна, потому что людей интересует авторская интерпретация, направленная на передачу эмоций и ощущений от кадра. Тут уже не естественные цвета идут в ход, а нужные для решения конекретной задачи. Так что сравнивать можно только "входные точки", ибо всё равно цвет нужно допиливать для получения необходимого результата. Ну, а смысл тогда?..

  • Не утомились? Желание сравнить цветопередачу фотоаппаратов не пропало ещё? Тогда идём дальше.

    Так, что же это получается?
    Давайте резюмировать. Сравнение цветопередачи двух камер это, по сути, заочная битва двух якодзунов — мы должны оценить вот что: программисты какой фирмы сделали наиболее подходящую заготовку для дальнейшего допиливания её под наши задачи? Ибо пока ни одна фирма не работает всерьёз над интересными и гармоничными сочетаниями цветов. Кроме, да-да, не смейтесь — FUJIFILM. Да и там тоже как-то не особенно спешат развивать эту тему, как мне видится. Ну, а если так, то не всё ли равно тогда какой фотоаппарат синит, а какой краснит? В любом случае кадр надо доводить до ума, он, как правило, "по умолчанию" уныл чуть более чем полностью.

    Разумеется, заготовки тоже разные бывают. Некоторые достаточно лишь ошкурить "нулёвочкой" и всё готово. А с другими нужно брать рашпиль и долго-долго вдумчиво точить. Но тут опять же встаёт вопрос — а что, собственно, нужно выточить-то? Одно дело — швейную иглу, другое дело — болт на 42. Снова упираемся в субъективизм...

    Ну и чо?
    Мой любимый вопрос. =: ) В принципе, как всегда — ничо. На мой взгляд, выбирать фотоаппарат нужно не смотря на его цветопередачу. Ибо всё то, что камера делает "по умолчанию" — это заготовка. Дотачивать её можно настройками фотоаппарата (что получается сделать быстро, но грубо) или RAW-конвертацией и последующей обработкой (что тонко и аккуратно, но затратно по времени). В любом случае — цвета, выдаваемые фотокамерами "по умолчанию" часто весьма далеки от приятных глазу. И сравнивать JPEG-и "по умолчанию" — какое-то бестолковое занятие. Лучше пивка выпить, что ли, и о женщинах поболтать. И то более продуктивное занятие.

    Ну, то есть, если вам хочется, конечно, то взглянуть на цвета можно. Но это будут цвета JPEG-ов, которые являются "авторским видением" далёких от творчества японских программистов и инженеров. Ну, это примерно как выбирать краски, ориентируясь на то, какие картинки рисуют ими довольно посредственные в творческом плане химики и технологи, производящие эти краски на своём заводе.

    Я пытался эту мысль донести ранее: FAQ | Про инструментальные тесты фотоаппаратов. Но, видимо, придётся всё же писать большой пост-инструкцию по пошаговому выбору фотоаппарата. =: )

    А тут в качестве иллюстрации вполне очевидные отличия того, что делает камера в JPEG, от того, что можно получить из RAW в Lr нажав всего лишь одну кнопку Auto:



    Забавно тут то, что это всё последствия войны кита против слона — цифры против плёнки. Победить-то плёнку удалось, но какой ценой? Хе-хе. Впрочем, профессионалы и творческие люди тут совершенно не проиграли — они как раньше дотачивали свои картинки до нужных цветов-контрастов, так и сейчас это делают. А вот любителям приходится несладко... Впрочем, это уже несколько иная история.



    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 0 comments