ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ (fekalipsis) wrote,
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖЖУРНАЛ
fekalipsis

Луганская республика. Городище.

Оригинал взят у mu_pankratov в Луганская республика. Городище.
Оригинал взят у mu_pankratov в Луганская республика. Городище.
Вчера про староверцев в ДНР проплел http://mu-pankratov.livejournal.com/273359.html, сегодня ж зрите про Луганскую.
Как и в Ольховатке (ДНР), на Луганщину, тогда окраину Русского царства, облюбовали себе ,в конце 17 века, ушедшие от гонений из Москвы и подмосковья (как скажут сегодня- чистые "Москали" или из за бород- украинцы дразнили их -"кацапы", т.е. "козлы")- приверженцы дониконовского благочестия. Беженцы шли на Дон, но по каким то причинам- осели на островке, образованном при пересечении двух рек, Белой и Беленькой. Это поселение назвали Слободой или Покровской стороной (в честь построенного там храма).И место было выбрано удачно – глухое, уникальное: просторный лесистый распадок вдали от торных дорог и троп с двумя пересекающимися речками (в Белую впадал приток, названный уже ими самими Беленький. Сюда сходятся многочисленные заросшие лесом балки, по дну которых протекают чистые ручьи, впадающие в Белую и ее приток Беленький. Их позднейшие названия: Городние буераки (Городное), Крутая, Чумацкая, Хмыза, Парамоновская, Кузькина, Кукуевская и др.




Эту, первую часть поселения, назвали Слободой или Покровской стороной, в честь церквы, рассчитанное на 150-200 дворов. В центре – небольшая церковь и площадка для сходки мужиков. Переселенцы привезли с собой иконы, богослужебные книги, различный церковный инвентарь. Среди них были опытные уставщики, дьяконы, а может, и священники. Нашлись и свечных дел мастера, и «богомазы» (изготовители икон). И этот старообрядческий скит, возникший на рубеже 60-70-х годов XVII века, положил начало Городищу. Кстати, такое название никто специально не придумывал, оно возникло само собой – ведь огороженный скит и есть Городище.


Вторая крупная партия переселенцев прибыла сюда в начале XVIII в. из Черниговской губернии. Им было отведено место для поселения не внутри скита, а «при стенах» вверх по речке Белой. До сих пор эта часть села Городища называется «Пристен».
Очередное пополнение городищане получили в 30-е годы XVIII века. Это были крепостные крестьяне герцога Курляндского, бежавшие от его издевательских порядков. «Курляндцы» селились вверх по речке Беленькой, так образовалась улица Курляндия (ныне улицы Буденного и Октябрьская). Здесь была своя небольшая церковь и свое кладбище.


Большая волна переселенцев, точнее несколько волн, «накатили» на Городище на рубеже 70-80-х гг. XVIII в. Это было переселение крестьян Курской губернии (с. Хомутовка) по указанию Екатерины II , начавшей осуществлять широкомасштабные меры по заселению пустынных южнорусских земель. Эта партия переселенцев отличалась говором, некоторыми обычаями, названием церкви, которую они хотели восстановить на новом месте (у них церковь была Успенская, а у местных городищан – Покровская),

Купцы- благотворители братья М.М. и И.М.Гладковы. Фото 1912г.


селилась вниз от скита по реке Белой. Было у них и свое кладбище. Вскоре здесь образовалось несколько улиц, а все это обширное поселение получило название «Русская сторона». Со временем село как бы разделилось на две части: основная часть («Монастырь», Пристен, Курляндия) и «Русская сторона» (улицы: Низовка, Кукуевка, Сорочинка – ближняя и дальняя).



Духовная культура жителей Городища – это, прежде всего, культура старообрядческая. Она достаточно ярко проявляет себя в словах, выражающих главные духовные ценности старообрядчества, а также их своеобразие в контексте русской религиозной жизни.
Яркой чертой старообрядческого говора является сильное аканье-яканье ( Москали же!))) и твердое «ч» -: говорят «вясна», «няделя», «чатыри», «ничаво», «лякарствы» (лекарства). Употребляют одинаковые окончания в разных падежах: «Сестра приехала са всим сваим дятям (со всеми детьми) — сказать дятям», «Коло своих родителев муж похоронена» (Муж похоронен около своих родителей). В разговоре широко используются деепричастные формы на -вшы и -цы: «Сама я радившы здесь», «Все дети давно аташоццы» (Все дети давно ушли из дому), «Сын познакомившы с дяфчонкой» (Сын познакомился с девчонкой).

Уважение к вере и верующим присутствует и проявляется в языке, и в речи городищан можно услышать такие поговорки и прибаутки:
Ни думай, как думаицца, а думай, как Бог дасть
Низзя ни работать, а хто панимаить, тому Бох памагаить
Чужая болька (рана) не болит
Купилы (деньги) были б, и мы купили б
Дед, в твоей голове и зимой кукушки кукуют
Ты что, гармонь съел, что так повеселел? Дурак, я гармонь пропил!
Рас дасть жизнь Бог, то найдеть и адевку, и абувку


Два года назад, на Успенской церкви, позолотили купала.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments